ВТОРАЯ ЭПОХА – ПЕРВАЯ БИТВА ЗА ВЛАСТЬ
Обитатели Альверана
В начале Второй Эпохи, насколько мне известно, существовало 27 богов (бессмертные, что обосновались в Альверане), из которых я помню не более десяти. Их вождем был Золотой, бог силы и владычества. Он советовался с Нандусом, богом знаний. Его поддерживал Прайос, освещавший мир своим светом, чтобы ничто не оставалось незамеченным. Туда, где обнаруживалось нечто его не устраивающее, Золотой направлял Фекса, посланника и переговорщика богов. Если Фекс не мог донести волю своего господина миром, следом шла Митрида, боец богов, силой усмиряя непокорных. Ее сопровождал Серый Клык, Гневный. Рахья была богиней искусства, стремившейся превратить весь мир в место абсолютной красоты. Харипта правила водой, Тсатуария – гумусом, Мада – магией, а владык других элементов я уже не могу припомнить.
Соперники
Я точно не могу сказать, был ли Золотой уже тогда убежден, что тем бессмертным, кто не признает его власть, не место в Альверане. В любом случае, на просьбу некоторых из них о допуске в Альверан он отвечает в присущем ему духе: попросту игнорирует, чувствуя себя в полной безопасности. Нандус советует как-то умиротворить их, но Митрида убеждает, что бунтари должны знать свое место.
У отверженных не занимает много времени объединиться и вместе добиваться доступа к Пятой Сфере. Их возглавляет Ингеримм, его наиболее мощными сподвижниками становятся Раштуль, Эфферд, Фирун и Огерон. Непонятно, почему в вашем сознании сегодня Ингеримм, Эфферд и Фирун воспринимаются как старые боги – скорее всего, потому что они уже тогда яростно защищали древний порядок мирозданья и сражались за свои права.
Сражения
Сегодняшние смертные, услышав о сражениях между бессмертными, сразу представляют себе, как гигантские человекоподобные существа лупят друг друга дубинами длиной в милю или швыряются горами. Нужно ли объяснять, что все было далеко не так?
Поскольку бессмертные в основном не имеют постоянной формы, они дерутся на другом уровне – том, который соответствует их природе. В результате друг другу противостоят естественные силы и принципы: страну опустошают массовые наводнения, полыхают гигантские пожары, штормовые ветра сдувает гумус и рассеивают его во все стороны, толстый лед сковывает равнины и горы, поддаваясь лишь самому неистовому солнечному жару. Ненависть и раздор разделяют союзников и врагов, в то время как любовь и доверие их усиливают.
Первые смертные
Очевидно, в какой-то момент бессмертные решают посылать на борьбу друг с другом не только силы природы, но и живые существа. Если не изменяет память, первому эта мысль приходит Ингеримму. Вместо того, чтобы использовать свою силу для вызова вспышек вулкана, он создает из огня этого вулкана, с добавлением гумуса и магии, огненных великанов. На первый взгляд они не столь эффективны, как вулкан, но они и не столь ограничены: сделав свое разрушительное дело в одном месте, они идут дальше и продолжают его в другом. Естественно, в результате создания большого количества существ каждое из них становится менее мощным. И значит, такие существа отныне смертны.
Идею вскоре подхватывает остальные бессмертные и формируют собственные армии разнообразных смертных: в больших количествах создаются великаны из руды, воздуха и гумуса. Не стоит впадать в заблуждение из-за термина «великаны», рисуя в воображении человекоподобные существа. Гумусовые великаны могут принимать вид огромных полей лишайника, которые вырастают повсюду, убивая все, что не успело сбежать. Или это будут полчища червей, пожирающих все на своем пути. Единственным элементом, слишком нестабильным для поддержания постоянной формы существ, оказывается магия, в то время как Фируну, имеющему особый подход к стихии холода, удается оживить даже довольно неустойчивый лед, добавив в него гумус.
Память о жизни
Не могу сказать, что значит «жить», а что – «существовать». Но в это время создается память о жизни. Нандус развивает мысль, что ничто никогда не следует забывать – чем навеки вызывает ненависть существ, подобных Борону. Однако Кха видит в этом шанс закрепить свои требования и порядки для всех времен и народов. Появляется то, что вы сегодня называете Ак’Сцаш, место в Забытой Долине. И оно создано только для смертных. Потому что лишь тем, кто так недолго пребывает в мире, следует напоминать заповеди Кха постоянно.
Преимущество гумуса
Великаны из гумуса, не самые разрушительные из всех смертных, имеют серьезное преимущество перед остальными: получив урон или повреждения, они заставляют свои раны заживать сами по себе. Хотя бессмертные пытаются наделить способностью самовосстановления существа, созданные из других элементов, это достигается лишь при добавлении органического вещества. Вскоре выявляется еще одно преимущество существ из гумуса: они могут создавать собственное потомство, размножаясь. В эту эпоху появляются и исчезают многие существа, но только некоторые из них обретают качества, необходимыми для выживания. Это – предки огров, троллей, великанов и, созданные частично из огня, циклопы и монады.
Ранние культуры
Поначалу большинство бессмертных считает созданные ими существа лишь инструментом борьбы. Поэтому они учат их только тому, что нужно для выживания, и производству примитивного оружия: палок, каменных топоров и каменных ножей. Но в какой-то момент они с удивлением обнаруживают, что некоторые смертные используют эти орудия не только для того, чтобы убивать врагов: они разделывают мясо животных, вырубают небольшие деревья, строят укрытия от ветра и дождя, перетирают зерна и фрукты для приготовления еды. В результате отношение бессмертных к смертным меняется, и они впервые воспринимают их личностями, несмотря на довольно короткий срок существования. Некоторые бессмертные начинают обучать свои народы более передовым технологиям. Споры о том, какие бессмертные и кому открыли определенные навыки, не утихают по сей день. В любом случае, большинство новых методов быстро распространяется среди разных народов. Например, сделав из растительных волокон шнур для соединения шкур в некое подобие одежды, они вскоре осваивают искусство прядения и ткачества и начинают получать из шерсти пряжу, а из пряжи – ткани. Особую важность имеют два достижения того периода: во-первых, использование огня, который обеспечивает теплом и светом и позволяет готовить пищу. Но, что более важно, они соединяют звуки в слова, чем закладывают основу языка.
Боги как учителя
В легендах всех народов есть много упоминаний о том, что боги научили людей тем или иным технологиям и культурам, и даже Хальвен использует такую формулировку. Но это не значит, что бог явился людям лично и стал давать своим ученикам уроки пользования веретеном или кремнем.
Обычно знания доносятся до народа путем «божественного вдохновения», когда отдельным личностям посылаются сны и видения, открывающие новые знания, пока те не начинают понимать их и применять на практике. В более поздние эпохи получателями таких видений становится большинство избранников богов.
Второй вариант осуществляется через так называемых альверанцев, посланников богов и частично полубогов. Эти существа могут принимать облик смертных, а затем выступать в качестве учителей. Народные легенды часто не делают различий между богами и альверанцами, в основном упоминая обучающих богов. И многие не видят ничего странного в том, что открыть великое знание является сам бог.
Противник извне
Битва за Альверан идет с переменным успехом, бесчисленное множество смертных умирает, и даже бессмертные гибнут в бушующих схватках. Тем не менее, ни одна из сторон не может победить другую, ничьей победы не предвидится. Но как мы все были слепы! Нас занимали мысли только о том, чтобы одолеть противника, а наш взор на все остальное был затуманен.
Никто из нас не замечает, что происходит с душами несметного числа смертных и бессмертных, которые погибают в бою. Ведь в каждом из этих существ жила душа, созданная в момент рождения. Умирает тело, но не душа – она, покинув тело, начинает бесцельно и неприкаянно скитаться по свету. Многие души созданных из элементов смертных находят дорогу назад, во Вторую Сферу, и вливаются в свои стихии. Но для душ бессмертных и существ, созданных не из чистых элементов, этот путь закрыт, и они бродят по миру, пока, наконец, не выскальзывают «наружу». Здесь, все еще в бесформенном кипящем Хаосе, многих из них сразу же образуют новые сущности: нерожденные создания, вскормленные самим Хаосом и полные ненависти к своим убийцам. Они становятся олицетворением ревности и жажды разрушений. Я уверена, что внешний Хаос за пределами творения Лоса и Суму просто выжидал удобный момент, когда мы будем заняты лишь самими собой. Несколько неприкаянных душ превращаются в нечто особое – то, что вы сейчас понимаете под призраками.
Самым влиятельным бессмертным, убитым в то время, был Огерон, создатель прожорливого народа огров. Когда он погибает, его душа попадет в Хаос – как и души всех умерших существ в то время. И в этом Хаосе возникает самое могущественное существо внешнего мира: вы называете его Султаном Демонов. Не могу сказать, становится ли павший Огерон Султаном Демонов, или это совпадение и трагическая ирония, но появившееся вне Творения существо откровенно переполнено ненавистью. Обоих связывает общее качество: жадность. Причем самый важный в жизни Огерона мотив у Султана Демонов возрастает многократно. И внезапно Султан Демонов, доселе незамеченный и недооцениваемый всеми бессмертными, собирает огромное число порождений Хаоса и бросает их в бой. Я считаю, что эти существа полны ненависти к Творению, потому что оказались «снаружи» после того, как их жизнь «внутри» закончилась. Но утверждать это с абсолютной уверенностью не могу. Возможно, снаружи существует одно только чистое Зло, а не просто враждебность ко всему упорядоченному. Султан Демонов хочет не покорить Альверан, а добиться лишь единственной присущей ему цели: ввергнуть все в пучину ненависти и разрушений. И мы в полной растерянности смотрим, как поток демонических существ Хаоса врывается в наш мир: полчища существ, когда-то смертных и бессмертных, но уже не помнящих об этом.
Перед лицом внезапной угрозы со стороны этого нового и страшного врага, у нас не остается иного выбора, как прекратить противостояние и, с большой неохотой, объединить свои силы. Иначе, продолжая взаимное истребление, мы не устоим против массивного внешнего вторжения. И теперь те, кто только что хотел убивать друг друга, становятся бок о бок для борьбы с новым противником.
Четвертая сфера – Царство Мертвых
Постепенно мы выясняем, откуда пришла нежданная угроза и как возникли демоны. Главное, мы понимаем, что каждый смертный и бессмертный, убитый в сражении, рано или поздно, но уже в чудовищно искаженном виде, возвращается в демонических ордах. Мудрейшие из нас все обдумывают, и мы решаем создать место, где души будут собираться, вместо того, чтобы уплывать наружу. Так возникает новая сфера: Царство Мертвых, в которое попадают души умерших, по вашем счету – Четвертая Сфера. Только после этого мы добиваемся успеха и в бесчисленных битвах с тяжелыми потерями отбрасываем Султана Демонов и его беспорядочные армии обратно во внешний Хаос.
Я подозреваю, что Царство Мертвых находится под воздействием магии, потому что благодаря ей появились первые призраки. Боги, создав эту сферу и стену вокруг нее, ограничивают влияние магии на мертвых. С другой стороны, я также знаю, что Царство Мертвых наполнено наиракисом, и существуют бессмертные (и даже смертные), которые могут извлекать из него карму.
ВТОРОЙ КАРМАКОРТЕОН И ШЕСТАЯ СФЕРА
Война, продолжающаяся всю эпоху, вызывает бесчисленные жертвы. Большинство созданных существ и народов просто исчезает, выживают лишь некоторые. Многие бессмертные уничтожены или разрушены (как Огерон), другие настолько ослабевают, что теряют всякую значимость или погружаются в бесконечный сон (например, Раштуль).
Альверанские законы
После победы над демонами даже самые воинственные из бессмертных устают бороться, и мы понимаем, что пора заключить мир – по крайней мере, между нами. Но что теперь будет с Альвераном? Опять же, мы находим общее и мирное решение.
В ходе долгих обсуждений и переговоров принимается, что отныне места в Альверане будут предоставляться по определенным критериям. Время их занятия ограничивается, по истечении установленного срока места перераспределяются. Выбор бессмертных, которые в ближайшую эпоху станут богами, в итоге возлагается на Кха, хранительницу всемирных законов. Она делает выбор в соответствии с установленными требованиями: важно, чтобы были заняты конкретные позиции – каждый раз должны быть определены боги, заботящиеся об элементах, верховный судья, а также отвечающий за смерть и даритель жизни. Кроме того, назначается верховный военачальник и глашатай богов. Конечно, каждый бог должен иметь огромную силу, чтобы соответствовать занимаемому посту, но это предполагает также наличие множество смертных и бессмертных слуг в его свите. Само собой разумеется, что бессмертные не имеют права каким-либо образом нарушать законы Кха или вредить мирозданию любым способом.
Точное число богов не оговаривается, потому что отдельные боги могут отвечать за несколько задач сразу или, наоборот, контролировать ряд похожих областей. При этом любому бессмертному, не принадлежащему к числу богов, отныне позволяется, при желании, жить в Альверане. Все принятые положения передаются Кха, и теперь они являются одним из всемирных законов, закрепленных в Первой Сфере. С тех пор Кха лично избирает богов, но со временем это становится все более сложной задачей, во многом зависящей от предыдущих событий, и даже определить мощнейших из нас становится все труднее.
Изгнание Серого Клыка
Одного из бессмертных настолько переполняет жажда боя, что не может успокоиться даже после победы над демонами. Неутомимый, он рыщет по миру в поиске существ извне, полагая, что они еще где-то прячутся. Жертвами его гнева часто становятся невинные смертные, и даже бессмертные не могут чувствовать себя в безопасности. Боги решают обуздать его, изгоняют из Альверана и помещают в возведенную для него темницу в Третьей Сфере. Там он томится и поныне, в ожидании, когда его выпустят и он сможет дать волю своей негасимой ярости. Следует учесть, что Серый Клык, Гневный – довольно мощное оружие против всех бессмертных и даже богов, и мы не хотим подвергать себя опасности.
Здесь стоит упомянуть бессмертных, позже известных как Небесные Волки. И осознать, что при определенных условиях они могли бы стать самыми могущественным в мире, действуя группой. Не знаю точно, но уверена, что верховные шаманы нивесов именно поэтому поклоняются всей стае Небесных Волков, а не кому-то из них в отдельности. И подозреваю, что они сплотились в стаю поначалу лишь для того, чтобы противостоять возможному гневу Серого Клыка на почти равного ему по мощи Горфанга. И с тех пор стая всегда защищает друг друга, иногда на пределе своих возможностей.
Боги Третьей Эпохи
Для грядущей эпохи Кха выбирает в качестве альверанских богов семнадцать бессмертных. Верховным судьей становится Золотой, который прославился в борьбе против демонических сил, и, в целом, рассматривается как способный лидер. Господство над элементами доверяется Харипте (вода), Прайосу (огонь), Кауке (воздух), Хацафар (руда), Фируну (лед) и Маде (магия), в то время как Тсатуария теперь Хозяйка Гумуса и Дарительница Жизни, а Тайрах – Повелитель Смерти. Верховным военачальником остается Митрида, герольдом богов – Фекс. По просьбе Золотого Нандус тоже остается его советником, еще одно место в Крепости Богов занимает Рейсграм.
Шестая сфера
Чтобы Султан Демонов и его отвратительные орды никогда больше не смогли проникать во внутренний мир, мы, бессмертные, великими усилиями возводим новый оплот, настолько мощный, что он сам по себе считается сферой. Так появляется Шестая Сфера, окружающая Третью защитной оболочкой. Отдельные души из Царства Мертвых отправляются в Шестую Сферу стражами, где они и поныне несут вечный караул в виде сияющих звезд. Таким образом, эпоха ужасных сражений, которые когда-либо видел свет, заканчивается миром.
ПРЕДАНИЯ ДВЕНАДЦАТИБОЖИЯ
Сегодня вера в Двенадцать богов является наиболее распространенной религией Авентурии – и наиболее понятной. Она представляет богов, владевших Крепостью Богов в Одиннадцатой эпохе, и только их признает богами. Частично имена нынешних двенадцати богов такие же, какими были в более ранние эпохи, частично стали другими.
Двенадцатью являются:
- Прайос: бог солнца, порядка и закона
- Рондра: богиня честной борьбы, поединков и чести
- Эфферд: бог воды, моря и воздуха
- Травия: богиня верности, гостеприимства и семьи
- Борон: бог смерти, забвения и сна
- Хесинда: богиня мудрости, науки, магии и искусства
- Фирун: бог льда, зимы и охоты
- Тса: богиня жизни, перемен, мира и возрождения
- Фекс: бог воров, торговли и удачи
- Перайна: богиня плодородия, сельского хозяйства и исцеления
- Ингеримм: бог огня, ремесел и кузнечного дела
- Рахья: богиня красоты, опьянения и физической любви
Легенды Двенадцатибожия признают борьбу за место в Альверане, но называют враждующие стороны богами и гигантами, противостоящими как дети Лоса с одной стороны, и дети Суму с другой.
Гиганты посылают созданные ими народы великанов и своих детей в бой и сами бросаются в гущу сражений. Боги, без какой-либо поддержки, на стенах Альверана дают напавшим отпор. Но есть существа, которые стоят в стороне от борьбы: Сатинав не сражается, потому что к тому времени прикован Лосом к Кораблю Времени, Тса не приемлет войну (в соответствии с ролью, отведенной традиционным Двенадцатибожием) и поэтому не принимает в ней участие. Двенадцать Высших драконов по легенде были слишком разобщены, чтобы вмешиваться в происходящее.
Противостояние описывается так, как вы себе представляете битву первобытных созданий: гиганты мечут горы и огонь в стены Альверана, а великанше Кауке удается даже пробить в цитадели брешь – обломки стены сыплются на Дере, где и по сей день их можно найти в виде светящихся камней гвен-петрил (из чего следует, что в любом случае Пятая Сфера находится выше Третьей). Но боги отбиваются прописанными в Двенадцатибожии средствами: Хесинда – магией, Фекс – запутывающими туманами, Борон отнимает у сражающихся память, в то время как Рондра яростно бушует в рядах гигантов с молнией, громом и мечом.
Самый огромный гигант – это Раштуль, его тело состоит из несокрушимого мрамора. Он кажется непобедимым, пока мудрость Хесинды не определяет его слабое место, а Рондра не сносит ему голову. Но даже без головы он не побежден, продолжая биться, но все-таки Борону, наконец, удается погрузить его в божественный сон. Еще неукротимей Раштуля его прожорливый братец Огерон, едва не откусивший голову Травии, не вмешайся в последний момент Прайос, мощным ослепительным лучом своего Солнечного Скипетра разбивший гиганта на тысячу осколков.
Альверан
Легенды Двенадцати богов сообщают, что крепость Альверан построили сами боги в Первую Эпоху. Зависть гигантов вызывается не тем, что боги захватили контроль над некоторыми элементами или принципами – в конце концов, пять из семи элементов в то время находятся в руках гигантов. Но место в Альверане увеличивает силу настолько, что имеет смысл за него воевать. Другое дело, что двенадцать богов оказываются вполне в состоянии выдержать натиск гигантов с их огромной армией.
Формирование мира
Влияние войны гигантов на облик мира огромно. Многие легенды говорят о том, что известная ныне Авентурия в значительной мере сформирована теми битвами. Раштулев Вал, например, ничто иное, как рухнувшее тело Раштуля, а Раштулева Башня, соответственно, его отсеченная голова. На севере этих гор расположен вулкан, с незапамятных времен постоянно извергающий горячие газы и расплавленную породу. Его называют Глоткой, и предполагается, что именно в этом месте голова Раштуля крепилась к его плечам. Дыханием Раштуля прозван горячий ветер с гор, иногда чувствующийся даже в Перрикуме, а желто-красный цвет Мханади объясняется тем, что река до сих пор питается кровью Раштуля. Рассеянные по всей Авентурии камни гвен-петрил, как уже говорилось, считаются осколками стен Альверана, просыпавшиеся дождем на Дере во время свирепой атаки великанши Кауки. Два огнедышащих вулкана в Ледяных Пиках – это огненные великаны, захваченные в плен ледяными великанами Фируна, и, в целом, почти повсеместно существуют другие легенды, так или иначе связанные с битвой между богами и гигантами.
Нападение извне
Нападение демонов легенды описывают довольно точно, даже если его детали в значительной мере приукрашены. Султан Демонов (существо, происхождение которого Двенадцатибожие никак не объясняет) узнает о битве между богами и гигантами и считает, что настало время завоевать мир богов. Поскольку границы извне, то есть из Седьмой Сферы, в то время еще проходимы, демоны проникают в мир из всех щелей и трещин, неся смерть и разрушение. В этот момент боги и гиганты прекращают свою междоусобицу, потому что, если мир падет перед повелителем демонов, у них не останется предмета для спора. Осознание этого заставляет их объединится, и, замирившись, выбросить демонические отродья из нашего мира за его пределы. Затем совместными усилиями они строят Звездный Вал, который должен навсегда закрыть демонам путь сюда. Таким образом, самая страшная война всех времен завершается, и Вторая Эпоха заканчивается.
Происхождение демонов
Ни в одной легенде не говорится, как появились или были созданы существа, заполнившие Седьмую Сферу: демоны. Поскольку Лос и Суму – изначально единственные сущности, бороздящие небытие, демоны могли возникнуть только после сотворения мира. В то же время особо рьяные демонопоклонники утверждают, что те произошли непосредственно из Лоса и Суму, либо созданы их усилиями, но были изгнаны в бесплодную и хаотическую «наружу», став для Двенадцатибожия олицетворением хаоса и зла. На самом деле, мы считаем, что «снаружи» Хаос должен был создать собственные ужасные существа, чтобы противостоять порядку Творения. Это чистое зло всегда обильно питается ненавистью, которую приносят падшие создания… хотя одновременно они заносят искры иерархии и некого порядка, нацеливая Хаос на противопоставление существующему миру. Лишь немногие мистики задумываются, откуда появился Султан Демонов, тогда как архидемоны явно признаются его творениями, которые он создал в виде отвратительных карикатур на Двенадцать богов. Низшие демоны считаются либо порождениями архидемонов, либо полностью лишенными собственной индивидуальности проявлениями хаоса, обретающими форму по воле заклинателей, призывающих их в этот мир. Вполне вероятно, что число архидемонов не постоянно, и Хаос использует эти существа лишь для противопоставления конкретным богам, правящим внутренним миром. Скорее всего, это не связано с его собственной хаотической природой.
Что произошло с другими богами?
Сказано, что перед битвой богов с великанами в Альверане жили двенадцать богов. Поскольку вновь принято шесть гигантов и еще шесть богов оставалось, то шесть предыдущих обитателей должны были освободить места. Эта тема, как правило, не освещается в сказаниях Двенадцатибожия и интересна лишь нескольким мистикам. В лучшем случае, шестеро исчезнувших пали в бою и поэтому выбыли из числа претендентов. Но некоторые ученые видят намеки на то, что из крепости были изгнаны по меньшей мере двое богов – чему те, потеряв большую часть своей власти, совсем не обрадовались. Одним из них называют Безымянного, другим – владычицу морей Харипту.
Теория имеет под собой некие основания, но, строго говоря, не имеет отношения ко Второй Эпохе. Об этих двух существах вы вспомним позже.
БИТВА МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ – МИФЫ АНГРОШЕЙ
Самым ранним событием в известных мифах гномов является война между детьми неба (богами) и детьми земли (гигантами). Причины этой войны либо просто не называются, либо объясняются вымышленными причинами. Под явным влиянием традиционного Двенадцатибожия в одном из сказаний упоминается борьба за место в Альверане. Ингеримм, под именем Ангроша, выступает в нем как самый старший и могущественный из детей земли. В основном такие легенды служат лишь предисловием к истории драконов, которая гномам гораздо интересней.
В ходе войны происходит жестокая битва между двумя драконами, Фамерлором и Пирдакором, и в результате победившему Фамерлору разрешается покинуть Третью Сферу. Разгневанный Пирдакор остается и решает в отместку терзать этот мир, разумеется, со свойственной всем драконам злобой. Это становится отправной точкой для бесконечного конфликта между драконами и ангрошами, который сопровождает большую часть истории гномов.
ХРОНОЛОГИЯ ВТОРОЙ ЭПОХИ
- Битва за Альверан
- Первые смертные: огненные великаны Ингеримма
- Земляные, воздушные, гумусовые и водные великаны
- Ледяные великаны Фируна
- Первые технологии: производство оружия
- Превосходство гумусовых великанов
- Создание огров, троллей и великанов
- Создание циклопов и монад
- Первые технологии: прядение и ткачество
- Овладение огнем
- Первый язык
- Смерть Огерона
- Вечный сон Раштуля
- Султан Демонов
- Нападение демонов
- Заключение мира бессмертными
- Четвертая Сфера: Царство Мертвых
- Победа над демонами
- Альверанские законы
- Определение богов для Третьей Эпохи
- Изгнание Серого Клыка
- Шестая Сфера: оплот против Хаоса
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
- ВТОРАЯ ЭПОХА: война за Альверан и нападение демонов
- ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ: битва за Альверан, неоднократное опустошение мира, смерть Огерона, появление Султана Демонов, нападение демонов, заключение мира бессмертными, создание Четвертой Сферы для душ умерших, вечный сон Раштуля
- ГОСПОДСТВУЮЩИЙ НАРОД: бессмертные
- ДРУГИЕ НАРОДЫ: огненные, водные, рудные и другие великаны, позже огры, тролли, циклопы, монады и множество вновь созданных существ
- ВАЖНЕЙШИЕ БОГИ: Аркан’Цин, Золотой, Мада, Митрида, Нандус, Прайос, Рахья, Серый Клык, Тсатуария, Харипта, Фекс
- ОСОБЫЕ КУЛЬТУРЫ: язык, обуздание огня, производство простейших инструментов и оружия
- ГОРОДА: –
- МАГИЯ: –
- KАРМАКОРТЕОН: альверанские законы, Кха как гарант всемирных законов в Первой Сфере, изгнание Серого Клыка, Шестая Сфера