Так получилось, что эта игра оказалась для меня совершенно новой, и вызвала определённые затруднения. Стал искать информацию в сети, и не нашёл ничего, кроме отрывочных фактов, а мне было нужно полное прохождение. Собирал информацию буквально по крохам, пользуясь разными источниками, а некоторые моменты открывал для себя сам. Постепенно, в процессе игры, появилось желание написать своё прохождение: этим, в частности, объясняется тот факт, что в начале статьи почти нет скриншотов. Конечно, не сумел рассказать об особенностях всех классов, но постарался упомянуть все квесты, некоторые тонкости, баги и прочее. Кроме того, попытался пройти игру за одинокого героя - так интереснее. (Специально для тех, кто захочет найти описание и характеристики спутников - не ищите, их здесь нет.) Что у меня получилось в итоге – решать вам.
Посвящается Вилли, познакомившему меня с этой замечательной игрой.«Даже в самом невероятном
рассказе лежит зерно истины».
Э. Нортон, «Сон кузнеца»
Ну, вот я и в Авентурии! Новое воплощение, на этот раз – гном. На корабле. Гном - на корабле. Ну и шутки у высших творцов! Да ещё и мой создатель говорит что-то про одиночное прохождение. Хорошо хоть, на лёгком уровне.
Что ж, посмотрим, что там у меня с параметрами! Так, сила и телосложение по 16: маловато, помнится, раньше, в Берегосте, моё телосложение было 20, а сила -17, почти никто не мог сравниться. Впрочем, выше всё равно не поднять. По крайней мере, сразу. Ловкость и интуиция -12, храбрость-14, мудрость, харизма и ловкость рук-10. Ничего себе, параметров! Да ещё и умения: ударное оружие, знание людей, убеждение, лечение, самообладание, кузнечное дело… Непросто будет разобраться! Ладно, не впервой!
Экипировка, как обычно, никуда не годится: плохонький топор, щит, куртка и сапоги. Что же, и на том спасибо. А вот и первое задание для настоящих героев: нужно найти трутовик, чтобы разжечь костёр. Вот что бы они делали без меня?
Среди ночи разбудил капитан корабля – напали пираты! Ну, сейчас я им покажу! О, Ангрош, больно-то как…
Эй, там, нельзя ли потише; голова просто трещит. Знакомые всё лица: гном и два человека. А место – незнакомое. Вот новость – пока я был без сознания, доплыли до Надорета. И сразу дают задание: разузнать о пиратах. Смотри-ка, вчера разговаривать не хотели, а теперь просят о помощи. Ладно, я и сам заинтересован в их поисках, задолжал кому-то удар дубиной. А пока надо поискать экипировку получше да и вообще осмотреться.
Прямо у пристани Травина Железнолеск предлагает купить карту сокровищ. Неужели не видно, что я не настолько богат? Отказался, Травина снизила цену, отказался ещё раз – просто подарила карту. Добрая…
Так, повсюду какие-то бочки и ящики, вроде бесхозные. Разбил пару – пока никто не зовёт охрану, уже хорошо; значит, можно продолжать. В ящиках лежит разная чепуха, но выбирать не приходится, денег нет совсем. Облазил весь город, обшарил бесхозные ёмкости. Нашёл несколько стальных слитков и даже алмазную пыль. Жить можно! Правда, у торговцев безумные цены и не слишком большой выбор, но это, скорее всего, дело времени: ассортимент должен улучшиться.
Купил у сестры Танлинд пару бутылочек с лечебным зельем, на большее пока не хватает золота. Пригляделся к надписи на бутылочке: «Экстракт вороньего глаза». Чего?! Это, случайно, не отрава для клинков и стрел?! Даже гномы, плохо разбирающиеся в травах, знают, что вороний глаз ядовит! Хотел уже познакомить торговку со своим топором, но вовремя остановился – нельзя же начинать посещение Надорета с убийства. Да и стражник на воротах поглядывает в мою сторону с подозрением.
Решил побродить по окрестностям, посмотреть, что к чему. Очень быстро, буквально за воротами, нашёл первый кустик: действительно, вороний глаз. Только странный: известный мне растёт по одиночке, а этот – кустами, и ягоды крупнее, а в остальном выглядит точь-в-точь, как его ядовитый тёзка. Может, действительно, этот вид вороньего глаза обладает лечебными свойствами? Боюсь, что вскоре мне предстоит это проверить на собственном опыте.
Вот такой он, настоящий Вороний глаз!
В порту по просьбе лавочника Олбина поработал курьером, отнёс несколько посылок и заодно осмотрел окрестности. У эльфа Лорелина изучил навык «знание животных», так как при осмотре лавок убедился, что многие нужные компоненты можно найти, освежёвывая убитых зверей. Между прочим, этот несносный эльф едва не закончил мои приключения в самом начале: не умеют остроухие строить прочно, в настиле справа от его дома не хватало досок, и я провалился в дыру. А внизу – частые столбы, и не выбраться никак! Хвала создателю, спас: вернул назад во времени.
Эльф строил дом, а вышла ловушка для гнома…
Сунулся в тёмный лес и еле унёс ноги от стаи волков – к счастью, они не выходят далеко за границу леса. На каменном мосту обнаружил троллей, не пускающих на другую сторону. А понять, что им нужно, пока не могу – слишком мал навык «знание людей».
Отыскал по подаренной карте клад, но вместо клада – засада. Зря бандиты напали на гнома: я разжился дубинкой и получил второй уровень! Вот только как понять, что лучше – мой топор или бандитская дубинка? Что-то я не могу разобраться в характеристиках… Быть может, торговец Бакур подскажет? Ага, подсказал: «Моя задача - продавать оружие, а не объяснять дилетантам, с какого конца браться за меч!». Я уж было собрался опробовать на нахале новую дубинку, как поднятый шум привлёк к лавке воина, проходившего мимо.
«Что, гном, не можешь решить, чем сражаться? — воин снисходительно улыбнулся. — Не горюй, сейчас объясню!
Допустим, на твоём топоре выгравировано: 1К+2, 0/-1, 11/3.
1К - это случайная величина урона, определяется броском одной шестигранной кости, и принимает значения 1-6.
1К + 2 значит, что урон будет 1 (+2) - 6 (+2) – то есть, 3-8. В данном случае цифра 2 - постоянная величина урона.
0/-1, первая цифра означает бонус или штраф к атаке, а вторая - бонус или штраф к парированию, т. е. эти цифры суммируются с показателем атаки и защиты персонажа соответственно. Лучше будет то оружие, у которого нет штрафов 0/0 или есть бонусы 1/1.
Атаку и урон часто путают. Атака это вероятность попасть по цели, а урон показывает, сколько вычтется из хп с учетом брони в случае попадания.
11/3 это модификатор урона, вычисляемый на основе силы персонажа. Если твоя сила равна 11, то к урону данным оружием ничего не прибавится, а вот если ты силу повысишь на 3, то к урону будет добавляться ещё одно очко, то есть топор станет не 1К+2, а 1К+3 за счет прироста силы персонажа.
Проще говоря, 11 - это значение силы, с которого начинается прирост, а 3 - шаг прироста, после которого урон увеличивается на 1. При силе 20 урон будет 1К+5. Понял теперь?»
С этими словами воин повернулся и пошёл своей дорогой, а я остался стоять, растерянно глядя ему вслед. Вот это да, уж не свела ли судьба с одним из высших творцов?
Из оцепенения меня вывели слова оружейника, произнесённые крайне ехидным тоном: «Что, гном, удивил тебя КроулиДваПистолета?». Конечно, удивил — так разбираться в основах боя… Но раз уж клоун, по недоразумению занимающий должность торговца оружием, знает, как зовут этого бывалого бойца, тот вряд ли принадлежит к числу высших творцов…
Ладно, с оружием всё понятно, надо проверить, что мне принесло повышение уровня.
До упора поднял «знание людей» и «убеждение». Снова поговорил с лавочником Олбином в порту, узнал кое-что о пиратах. Олбин посоветовал обратиться к нищему Рыжему, стоящему на рыночной площади у собора; и стражнику Ребигеру, охраняющему южные ворота. Нищий продал информацию о пиратах за пару мелких монет, а стражник, как и все стражники, был мучим постоянной жаждой. К счастью, у меня нашлась кружечка светлого фердокского… Может, отправиться к Ардо с докладом? Нет, пока рановато.
Купил у кузнеца рецепт точильных камней и изготовил несколько, пора наведаться к капитану стражи. Между прочим, что-то необычное происходит со временем: уже сколько я нахожусь в Надорете, а ночь всё не наступает. Не иначе, какая-то высшая магия.
Капитан Нирульф принял меня в кандидаты стражи и отправил в ночной патруль. Так вот кто управляет временем суток в Надорете: капитан стражи! Пока он не прикажет, ночь не наступает. Здорово живётся здешним охранникам, работают только днём! Но когда же они спят?
Интендант Борнхельм поручил разделаться с бандитской семейкой. Первого брата я нашёл на берегу Великой реки, неподалёку от странной башни, второго – между таверной «Ласковый бык» и стеной города, третий разгуливал позади храма, а их мамаша пряталась у водяной мельницы.
Наступила ночь, пришлось идти в патруль вместе со стражником, причём отделаться от него нельзя — вот и первое нарушение воли создателя, он же хотел, чтобы я всё делал в одиночку… При свете факела заметил возле одного дома новый ящик, необследованный. Странно, я же днём обшарил весь город. А вот ещё ящик, и рядом сундук! Оказывается, все местные «сокровища» обновились. Ай да капитан! Он ещё и ресурсы обновлять умеет! Интересно, каждую ночь?
Ничего, пусть стражник подождёт с патрулированием, есть дела поинтереснее. Жаль, что район пристани недоступен для осмотра, ворота закрыты. И почему-то ни в одном из ящиков нет ни оружия, ни доспехов…
Что это там орёт рекрут Пагол? Крысы! Размером с волка! Ура, опыт! И немного хвостов собрали… Скучновато — успокоили пару пьяных и тройку бандитов, поймали на складе воров. Последние совершили ту же ошибку, что и охранники «клада»: пока Пагол бегал за помощью, напали на меня. С одного трупа снял набор отмычек; значит, есть и замки, которые ими открывают? А я не владею соответствующим навыком. Нужно исправить!
По желанию Нирульфа наступило утро, и патрулирование закончилось; теперь я принят в ряды Надоретской стражи, получил в подарок неплохой щит и третий уровень. Только вышел за ворота с намерением отправиться к троллям, как был остановлен новым «работодателем» - секретным правительственным агентом Герлингом. Принял его предложение о совместной работе и оказался в компании сразу с двумя спутниками: опять нарушение условий! Между прочим, ночью: значит, не только капитан Нирульф умеет управлять временем суток.
Впрочем, в скором времени спутники сами меня покинули — и попали в засаду. Как любой нормальный мужчина, я поспешил на помощь девушке и вместе со спасённой выбрался, наконец, на пристань. Ага! Ведь здесь я ещё не был ночью! Маг немного подождёт, пока гном обшарит сундуки.
Увы, Якон не дождался подмоги, и был убит на наших глазах. Мы с Фэйрис чуть не последовали за ним из-за голема, но дерево отлично горит, а огненные стрелы были на трупах двух лучников-контрабандистов. Безутешная Фейрис отказывается покидать меня! Да что же это такое?! Неужели меня не могут оставить в одиночестве?
Гм… Вообще-то Фэйрис очень красивая, я даже пожалел, что родился гномом, а не эльфом. Жаль будет расставаться с ней, но ничего не поделаешь — квест создателя…
Доложили Ардо о пиратах и получили новое назначение – осмотреть таможенный пост. Всё бы ничего, да разбежалась команда корабля, пришлось разыскивать. Первого матроса нашёл рядом с городским кузнецом и заставил вернуться на корабль с помощью угрозы; второго отыскал в таверне и убедил вернуться к своим обязанностям. А третий наблюдал за боями на арене и наотрез отказался возвращаться, пришлось подкупать. Заодно испытал свои силы на арене, но сумел выиграть только три поединка. На вырученные деньги наконец приобрёл приличную броню и сапоги, а вот хорошего ударного оружия в продаже нет. Во всяком случае, одноручного. А без щита мне никак нельзя, сомнут. Пора плыть к таможенной заставе.
Ура, наконец-то в одиночестве! Надо выяснить, что происходит в крепости, иду к воротам. Вот тебе и раз: перед воротами стоят яростно спорящие Форгримм с Кьяно и дружно навязывают мне своё общество. Опять компания!
Решил идти с вором: если в замке и есть что-то ценное, то, безусловно, в подземельях.
Ну вот, пришлось лезть через дерьмо! От Кьяно и меня шибает таким «ароматом», что первый же стражник учует нас за версту. Попробовал опрыскаться духами – харизма повысилась, а дурной запах не исчез. Нужно мыло, да где его взять? Зато нашли массу полезных предметов, среди прочего попались очки познания, несколько мечей — и ни одного топора или доспеха. Начинаю тревожиться: неужели так и придётся ходить с булавой? Мда, без помощи Кьяно я бы не открыл ни одного сундука… Вновь нарушение условий! О, выходим на стену! Внизу буйствует Форгримм, а стражники осыпают его стрелами. Теперь-то уж удастся раздобыть приличные доспехи!
Я опять ошибся: практически всё вооружение и снаряжение стражников бесследно растворяется в воздухе. Не иначе, магическим путём привязано к владельцам и дезинтегрируется после их смерти. Да, на Побережье Мечей было повеселее: не считая разной мелочи вроде магических свитков, денег и зелий, после своей смерти каждый враг оставлял всё, что было на нём надето и то оружие, что было у него в руках.
Уже втроём добрались до коменданта, и только хотели с ним разобраться, как пришлось немного полетать. Кракен!
Интересно, я бы справился с ним в одиночку? Опять эти два незваных союзника испортили весь квест… Правда, удалось получить пятый уровень; повысил свои навыки, а Форгримма и Кьяно не тронул, пускай сами разбираются, что повышать. Позаимствовал у Форгримма его топор, оставив взамен свою дубинку: не смог удержаться, уж больно хорошее оружие. Как-нибудь потом верну.
Возвращаемся на пристань и обнаруживаем отравленного Ардо. Вот тебе и раз! Что вообще происходит, хоть кто-то может объяснить? Попробуем попросить помощи у брата Эммерана.
А пока оставил спутников на корабле и решил закончить квесты местного значения: девушка сама подбежала, чтобы выяснить, не нашли ли мы её любимого? Увы, порадовать её было нечем, разве что вернуть кольцо, снятое со скелета. Отнёс деревянную ногу другого бедняги к его вдове, Дарле Кустошей. В качестве награды она предложила на выбор карту сокровищ, деньги или ключ. После некоторых сомнений — ещё не выветрилась из памяти история с предыдущей картой — взял план и отправился на поиски. Действительно, сундук! Так вот зачем был нужен ключ! Но что бы я делал с ключом без карты? Нет, надо срочно изучать взлом замков!
Отправились к брату Эммерану и узнали, что вылечить Ардо может только эльфийская магия; надо плыть к эльфам. Заодно выяснилось, что кракен оставил нам ключ от храма. Вот только не захотелось мне туда входить — гномье чутьё говорит, что пока рано. К эльфам тоже не поплыву: ничего с Ардо не случится, пока он лежит в стазисе. Возвращаюсь в Надорет!
Первым делом поспешил к троллям; ведь «знание людей» удалось поднять до 10 единиц. О чудо, удалось выяснить, чего они хотят за проход по мосту; это лакомство есть у торговца Отто, стоящего позади городского храма и стоит 50 дукатов. Шут с ними, с деньгами, мне всё равно их не на что тратить. Заодно продал Ауралии всё ненужное: если среди хлама случайно ушло что-то ценное, проще будет искать; и научился у неё знанию магии. Между прочим, Ауралия попросила выполнить простейшее задание: угостить выпивкой двух болтунов, стоящих на ступенях храма. Угостил… Б-р-р! С алхимиками надо быть повежливей!
Ну, куда мне с ними сражаться? Я ж в один сапог помещусь!
Ха-ха, тролли пропустили меня! Да ещё подарили очень неплохую броню, и где только достали? Вероятно, какой-то неудачник попытался преодолеть мост силой. На полянке за мостом, в самом дальнем углу обнаружил ещё один сундук; конечно, запертый. Немедленно учиться взлому замков! Вот только как проникнуть в воровскую гильдию? Ну почему во Вратах Балдура любой герой мог войти в гильдию, а в Надорете – только вор? Нет ответа… Скрежетнул зубами и поплёлся за Кьяно…
Едва вошли в гильдию, попытался отправить вора назад на корабль – отказывается, без него мне здесь вообще нельзя находиться. Научился у главы гильдии, Дильги Панек по прозвищу Серебряная Лиса навыкам «карманная кража», «торг», «знание улиц», «обезвреживание ловушек», «уклонение», «взлом замков» и «обольщение». Правда, позднее оказалось, что вполне можно обойтись без «торга», «обезвреживания ловушек» и «обольщения». В качестве практики обчистил карманы Дильги Панек. Ого! Какой-то ключ! Идентифицировал его: +5 к взлому замков, живём! Скорее наверх, избавляться от Кьяно.
Конечно, первым делом пробежался по городу, проверяя содержимое карманов горожан и стражников. Добыл груду разной мелочи и пару ножей, приличного оружия нет даже у воинов. Вернее, оно есть – но украсть нельзя! Лишь у торговки рыбой, стоявшей рядом со своим кораблём, в кармане обнаружился магический кинжал. Торговка вооружена лучше стражников?! Странные дела происходят в Авентурии…
Если судить по оружию — она самый опасный боец.
Между тем, у стражи возникли какие-то проблемы: в порту рекрут Пагол во всю глотку призывает вступать в ополчение; пока не пойду. Да и у магистра Брукборода, похоже, не всё в порядке: даже с причала прямо над его башней видно непонятное лиловое облако.